Славянская мифология — существа и духи в народных поверьях

Древние славяне одушевляли природу, верили в существование сверхъестественных сил и таинственных чудищ. Важное место в их мировоззрении занимали домовые и кикиморы, русалки и лешие, змеи и упыри — существа низшей мифологии. С ними нужно было уметь общаться — ведь они могли как погубить человека, так и вызволить из беды. «Культура.РФ» предлагает разобраться с тем, кто есть кто в славянской демонологии.


Блок: 1/8 | Кол-во символов: 404
Источник: https://www.culture.ru/materials/253399/slavyanskii-bestiarii

Список домашних существ

Домовой — добрый дух у славян, хранитель дома и всего, что в нем находится. Выглядит домовой как маленький старик с бородой. Считается, что чем старше домовой, тем моложе он выглядит, так как рождаются они стариками, а умирают младенцами. Домовой в доме чаще всего невидим, и появляется только перед каким-то важным событием. Тогда-то люди и узнают, как выглядит настоящий домовой. У каждого домового есть собственный нрав, свои причуды и особенности. Наши предки старались наладить контакт с Домовым — приглашали его в новый дом при переезде, почитали по особым дням.

Барабашка — мифическое существо, мелкий домашний дух. Его облик — матовый пушистый серый шар. Однако, как и многие природно-энергетические духи, может создавать иллюзию, которую обычному человеку очень сложно отличить без тактильного контакта. То есть барабашка с легкостью может обратиться кошкой. Если показался вам в истинном обличии, то он находится в хороших отношениях с вашим Домовым и доверяет вам. При таком раскладе с ним вполне можно наладить контакт и даже пообщаться, эти духи не многое понимают, но очень многое видят и слышат благодаря своим способностям.

Банник в славянской мифологии был хозяином воплощения довольно опасного места, где люди очищались от скверны телесной и духовной. Отсюда образ — не очень доброжелательный к людям, строгий, но подчас справедливый. Верили, что банник моется по ночам, часто вместе с другими домашними, иногда лесными духами. Если встать после полуночи у двери в баню, то можно услышать характерные звуки: плеск воды, шлепанье веников. Самые смелые, кто заглядывал в баню, видели самого Банника или Обдериху (считают либо Банником женского пола, либо его женой, другое ее название — Шишига).

Кикимора — злой дух, насылающая кошмары на человека. Днем они неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части это мифическое существо не причиняет серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат, то скрипят по ночам. Но если кикимора невзлюбила кого из членов семьи, то проказы станут куда серьезнее: дух начнет ломать мебель, бить посуду, изводить домашнюю скотину. Любимое занятие кикиморы – прясть пряжу: порой сядет ночью в углу и начинает работать, и так до утра, но толку от этой работы нет, лишь спутает нитки, да пряжу порвет.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 2320
Источник: https://god-svadbi.ru/stat/mificheskie-suchestva.htm

Домовой


Покровитель и хозяин дома, в народных верованиях его считали духом покойного предка. Домового обычно представляли как маленького сморщенного старика, отдаленно похожего на старшего мужчину в семье. Он никому не показывался на глаза, жил за печкой, на чердаке или в хлеву.

«Он весь оброс мягким пушком, даже подошвы и ладони; но лицо около глаз и носа нагое. Косматые подошвы выказываются иногда зимой, по следу, подле конюшни; а что ладони у домового в шерсти, то это знает всякий, кого дедушка гладил ночью по лицу: рука его шерстит, а ногти длинные, холодные».

Древние славяне верили, что домовой может предсказывать будущее, дотрагиваясь ночью до спящего. Если человеку казалось, что домовой коснулся его мягкой, мохнатой рукой, — нужно ждать счастье, богатство или свадьбу; если же гладкой и холодной — беду, бедность или болезнь. На Севере Руси женщины при помощи обрядов и гаданий спрашивали у домового, вернется ли муж с войны.

Как покровитель он оберегал домочадцев, охранял хозяйство от воров и присматривал за детьми. По поверьям, домовой ухаживал за полюбившейся ему скотиной, обычно за коровой или лошадью. Считалось, что он кормит и лечит животных, чистит и заплетает гриву. Нелюбимое животное домовой, напротив, мучил: если скотина внезапно умирала, говорили, что дух ее невзлюбил. Если в доме раздавались странные звуки, то их тоже приписывали домовому. Владимир Даль писал: «Для робких домовой бывает всюду, где только ночью что-нибудь скрипнет или стукнет; потому что и домовой, как все духи, видения и привидения, ходит только в ночи». Если его сердили, то он мог вредить — щипать спящих, прятать вещи, пугать, воровать продукты. Тогда домового нужно было задобрить подношениями: цветными лоскутками и монетами. Если хозяевам казалось, что домовой покинул дом, то ждали беды.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 1799
Источник: https://www.culture.ru/materials/253399/slavyanskii-bestiarii

Помощники богов

В славянской мифологии многие существа не только являются помощниками богов, но и сами обладают магическими способностями. Люди боялись злых чудищ и верили в доброту духов.

Гамаюн — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье. Считалось, что если райское пернатое создание пролетит низко и заденет крыльями голову человека, тому будет сопутствовать во всем удача. Ho, помимо фортуны, покровительства и защиты, Гамаюн могла предсказать будущее. A если кому-то удавалось заполучить её перо, то он получал славу и богатство.

Сирин — одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин — женщина несравненной красоты, от пояса же — птица. Песни темной девы вынуждают людей забыть напрочь обо всем. Услышав ее голос, человек погружается в состояние оцепенения, перестает есть и пить, не может уснуть и погибает от физического истощения. Такое необычное воздействие продолжается даже после окончания очаровывающего пения.

Алконост — чудесная птица, лик женский, тело птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее сестры птицы Сирин. Существу покровительствует славянский бог Хорс. Почти всю свою жизнь Алконост проводит в Ирии, и лишь раз в год спускаются на землю, чтобы отложить яйца на дно моря. После 7 дней они всплывают и вылупляются птенцы. Все это время вокруг гнездовья стоит ясная, безветренная погода, а мать поет свои чудесные песни, скрываясь неподалеку в лесной чаще. Когда птенцы вылупляются, алконост забирает их и еще 7 дней находится с потомством на земле.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 1993
Источник: https://god-svadbi.ru/stat/mificheskie-suchestva.htm

Леший


Если домовой — хозяин дома, то мифический покровитель леса — леший. Славяне считали лес опасным местом, граничащим с потусторонним миром, — там обитала нечистая сила. В темный лес отправляли в заговорах болезни, там, по поверьям, обитали кикиморы и русалки. Однако не ходить в лес крестьянин не мог: там пасли скотину, заготавливали дрова и материал для домов, охотились. Отношение к лешему было неоднозначным. Верили, что он сбивает путников с дороги, может даже убить. С другой стороны, он присматривал за заблудившимися детьми и помогал им найти дорогу домой.

Как и многие персонажи славянской мифологии, лешие считались «заложенными покойниками». Так называли людей, умерших «неправильной» смертью, — самоубийц, некрещеных и проклятых родителями детей. В некоторых районах Руси лешего считали потомком черта и ведьмы. Его описывали как старика с седой бородой, покрытого древесной корой, он мог менять рост и быть невидимым. Историк Михаил Чулков писал: «Когда ходят лешие между травой, то становятся с ней равны, а когда бегают по лесам, сравниваются с высотою оных». Кроме роста, он мог изменять и облик, превращаться в животных, прикидываться родственником человека. В народе верили, что заблудившийся в лесу путник под воздействием чар нечисти попадал в потусторонний мир. Чтобы выбраться из него, нужно было снять с себя всю одежду и надеть ее наизнанку.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 1367
Источник: https://www.culture.ru/materials/253399/slavyanskii-bestiarii

Лесные и водные мифические существа

Передающиеся в устном виде славянские мифы сохранились до наших дней. Они повествуют об удивительном и волшебном мире, населенном всемогущими божествами, сказочными существами и капризными духами. Старинные сказания являются неисчерпаемым источником народных обрядов и верований, языческих представлений об устройстве мира, магической символике. Причем, у славян не было морских или горных чудовищ, зато в достатке водилась лесная и речная нечисть.

Водяной — в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Дедушка водяной в мифологии славян — настоящий повелитель дна речного или озерного. У него есть собственное хозяйство, скотина, состоящие из рыб и водоплавающих птиц, а его подданными считаются русалки и прочие жители. Хотя водяной и не слишком злобен, но он не упустит шанс заманить неосторожных купальщиков на дно, чтобы они развлекали там его. Оттого-то в мифологии славян водяной не считается персонажем положительным. Его образ олицетворяет саму стихию воды: опасную, непредсказуемую.

Леший — лесной дух у славян, хозяин леса. Он не добрый и не злой — зависит от его настроения. Может помочь заблудившемуся грибнику или ягоднику выйти из своих владений, а может завести в самую чащу, погубить. Но обычно он вредит тем, кто не соблюдал правил поведения в лесу. Лесовик способен устраивать опасные природные явления, вплоть до ураганов. Ему также подчинены птицы и звери, деревья и травы в лесу. Наши предки считали, что любимое время лешего, как и многих духов — ночь. Однако, увидеть его можно утром и днем.

Полевик — хозяин полей, один из персонажей славянской мифологии. С ним связаны многие обычаи и поверья, сопровождавшие посев, выращивание и сбор урожая. Как описывает мифология, полевой очень быстро бегает. Помогает старательным, трудолюбивым хозяевам и очень не любит работающих спустя рукава — и плуг из земли выворачивать будет, и камень под него подсунет. Является одним из низших духов, в большинстве своем враждебным человеку. Если его не задобрить, полевик будет мучить скотину на пастбище или засушит колосья.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 2089
Источник: https://god-svadbi.ru/stat/mificheskie-suchestva.htm

Кикимора


Кикимора — женский образ домового — почиталась славянами как ночное божество. Они жили в домах, банях, кабаках и других постройках, особого вреда не приносили, но пугали людей по ночам. Считалось, что происходили кикиморы от умерших — убитых детей и мертворожденных, самоубийц и украденных нечистью.

Кикимор описывали как длинноволосых девушек, маленьких девочек или сгорбленных старух. В более позднее время они сменили место жительства и переселились в леса; появилась кикимора болотная — поросшая мхом скрюченная старушка в лохмотьях. Из глубины веков образ кикиморы дошел и до наших дней: до сих пор человека, который смешно или нелепо выглядит, называют кикиморой.

«Кикиморы суть женщины, унесенные в младенчестве чертями и посаженные на несколько лет колдунами к кому-нибудь в дом, которые бывают невидимы, однако иные из них с хозяевами говорят, и обыкновенно по ночам прядут, и хотя никакого вреда не делают, но наводят великий страх своим неугомонством».

Если кто-то из домашних видел кикимору, это был верный признак: в доме не все благополучно. Также считалось, что кикимору могли подсадить в избу из мести — так делали недовольные плотники, если им не заплатили за работу. Тогда злой дух не ограничивался рукоделием, а ломал и крушил вещи, стучал и шумел по ночам. Словом, выживал жадного хозяина из дома. Избавить от беспокойного жильца за хорошую плату могли сами плотники или доки — люди, разрушающие чародейство.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1435
Источник: https://www.culture.ru/materials/253399/slavyanskii-bestiarii

Нежить и призраки

Нечисть, или нежить, по поверьям древних славян населяла все уголки природы: воду, леса, поля и даже жилища. Как правило, нечисть олицетворяла злую, темную силу, поэтому её опасались, старались уберечь свое жилище от неё, и даже совершали особые ритуалы и обряды. К такому виду существ относятся души людей, умерших не своей смертью и бродящие по земле в поисках успокоения.

Мавки — разновидность мифического существа у славянских народов. Мавки выглядят в виде девушек и детей в длинных рубахах, но со стороны спины не имеют кожи, из-за чего видны внутренние органы, их называют без спины. Они скрываются в лесах, на полях, в реках и озёрах, часто сближаются с русалками и мстят людям, за то, что допустили их раннюю смерть, сбивая путников с дороги, заводя в болота и убивая, могут защекотать до смерти. Так же, как и русалки, часто завлекают к себе мужчин, а потом убивают. В древней Руси верили, что мертворождённые дети и умершие младенцы становятся мавками.

Русалка — полуженщина-полурыба. Вместо ног у русалки хвост, похожий на дельфиний, в остальном же она ни чем не отличается от человека, и когда выбирается на сушу, ее хвост высыхает и превращается в человеческие ноги. Само слово русалка означает белый, чистый. По сути русалок нельзя отнести к злым существам: на людей они не нападают, по крайней мере, с целью убить, так как основной их рацион рыба. Они очень одиноки: мужских особей у русалок нет, потому при встрече с мужчинами всячески ищут общения, завлекая их к себе, но так как человек, не способен дышать под водой, он умирает.

Навьи — особые злые создания, нечистые духи. Навьи, они же заложные покойники — по славянским верованиям, умершие неестественной смертью люди и не получившие после смерти успокоения. Предпологалось, что они возвращаются в мир живых и продолжают свое существование на земле в качестве мифических существ. Считалось, что они могли насылать болезни на людей и домашний скот, а так же стихийные бедствия. По ночам навиьи носятся по улицам, поражая всех, кто выходит из дома. Люди умирали от ран. Потом навьи стали и денем появляться на конях, но были невидимы.

Злыдень — злой дух, приносящий нищету дому, в котором поселился. Данные духи находятся в подчинении у навьи. Злыдень невидим, но его можно услышать, иногда он даже разговаривает с людьми, кроме этого дух может залезать на обитателей дома и ездить на них. Злому духу тяжело попасть в дом, так как его туда не пускает домовой, но если уж ему удалось проскользнуть в жилище, то избавится от него очень непросто. Часто злыдни селятся группами, так что в одном доме их может быть до 12 существ. Злыдни предпочитают селиться в человеческих домах за печкой, в сундуках или шкафах.

Упырь — живой мертвец, восставший из могилы. Внешне упыри практически ничем не отличаются от человека, единственное их отличие — это острые зубы, так все зубы упыря заострены, напоминая акулью пасть, а не человеческую. Обычно в упырей после смерти превращаются колдуны и волколаки, однако живым мертвецом может стать и живой человек, ставший жертвой проклятья. Обычно живые мертвецы селятся на кладбищах и не отходят далеко от своих могил, но иногда в поисках пищи или, спасаясь от преследователей, упыри могут поселиться в лесу или даже в селениях, там для жилья они выбирают темные места, куда не проникает солнечный свет.

Анчутка — маленький злой дух. Рост анчуток составляет всего несколько сантиметров, их тела покрыты шерстью и имеют черную окраску, а головы у этих злых духов лысые. Характерной особенностью анчутки является отсутствие пяток. Считается, что нельзя произносить вслух название этого злого духа, так как анчутка сразу же на него откликнется и окажется прямо перед тем, кто произнес. Обитать анчутка может почти везде: чаще всего духа можно встретить в поле, в бане или на водоеме, так же он предпочитает селиться поближе к людям, но избегает встреч с более сильными существами.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 3907
Источник: https://god-svadbi.ru/stat/mificheskie-suchestva.htm

Русалки


Русалки — богини вод и лесов. Их называли по-разному: купалка, лесная девка, шишига, чертовка. Славяне верили, что русалки живут в реках, озерах, полях и лесах и по ночам расчесывают длинные зеленые волосы. Происхождение русалок связывали с преждевременной смертью девушек до замужества, с утопленницами, ими могли стать проклятые родителями дети. Их представляли как привлекательных девушек или же уродливых старух, с бледной кожей и горящими глазами. Образы русалок отличались в разных регионах: так, в Сибири из-за холодного климата их описывали косматыми и одетыми в лохмотья, а на юге — совсем юными девушками в светлых одеждах.

Представления о русалках отличались на протяжении веков: от хранительниц полей и лесов до дьяволов в женском обличье. Изначально образ русалки был близок к лесной нимфе, духу природы: в отличие от европейский морских дев у них не было рыбьего хвоста. Позднее их все больше отождествляли с нечистью. Про русалок говорили, что они пугают людей, могут утопить, защекотать до смерти, навредить посевам, украсть ребенка. Они же помогают земле плодоносить и возвращают пропавшую скотину. На Севере Руси верили, что русалки, словно ведьмы-оборотни, могут превращаться в разных животных: белок, коров, крыс, лягушек и других зверей.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1264
Источник: https://www.culture.ru/materials/253399/slavyanskii-bestiarii

Сказочные существа

Славянские сказки — бездонный кладезь мудрости, который, однако, за минувшие столетия претерпел существенные изменения, как естественные, обусловлены культурными особенностями развития нашего народа, так и искусственные, привнесенные (в первую очередь, имеются ввиду искажения, сознательно введенные христианами, о чем будет сказано ниже). Тем не менее, многие легенды, эпосы и сказки славянской мифологии до сих пор сохранили в себе изначальные образы и символы, которые могут многое поведать нам о наших предках.

Баба-Яга — темная колдунья, дочь Вия, жена Велеса, изначально заботливая Берегиня, которая впоследствии, во времена христианства, превратилась в страшное, демоническое существо, которым пугали детей. Многие старые сказки, когда наши предки уже потеряли исконный смысл мифологических образов древности, показывают Бабу-Ягу в облике старой страшной женщины, которая живет в Избушке-на-курьих-ножках на самой границе Темного леса. Между тем сущность этого легендарного персонажа представляется гораздо более любопытным клубком разноплановой и порой противоречивой информации.

Жар-птица — сказочная птица с ярким, золотистым с переливом в красный оперением. воплощение Бога грозы, грома и молний Всесильного Громовержца Перуна, прилетающее к нам из божественного Ирия или из далекого тридесятого царства. В тридесятом царстве находятся сказочно богатые люди и земли, потому-то и окраска самой Жар-птицы золотая. Питается Жар-птица молодильными яблоками, дарующими каждому бессмертие, молодость и красоту. Жар-птицу невозможно взять голыми руками, так как ее оперение обжигает, при этом жар-птицу не окружает огонь.

Кащей Бессмертный — культовый персонаж славянской мифологии, чей народно-фольклорный образ крайне далек от изначального. Кощей Чернобогович был младшим сыном Чернобога, великого Змея Тьмы. Его старшие братья – Горын и Вий – боялись и уважали Кощея за великую мудрость и столь же великую ненависть к врагам отца – Ирийским богам. Кощей владел самым глубоким и мрачным царством Нави – Кощеевым царством, в котором, вероятно, располагался Лунный Чертог, обитель Чернобога, управителя Дасуней.

Змей Горыныч — олицетворяет зло в народных сказках и былинах славян. В разных сказаниях описание Змея расходится, именно поэтому составить точный портрет этого персонажа весьма затруднительно. Но принято считать, что Змей-Горыныч – это говорящее драконоподобное существо, с тремя головами, с хвостом и медными когтями, обладающее способностью дышать огнем. Голов у Змея может быть от 3 до 12, а хвостов от 1 до 7, в зависимости от источника. Перемещается Змей по воздуху, но о наличие крыльев сказки умалчивают.

Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет словить Кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Кот Баюн наделен голосом, который слышно за семь верст, как замурлыкает, так напустит, на кого захочет заколдованный сон, который и не отличишь, не знаючи, от смерти.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 3209
Источник: https://god-svadbi.ru/stat/mificheskie-suchestva.htm

Летающий змей


Змей в славянской мифологии был посредником между небом и землей, поэтому считался одновременно опасным и добродетельным духом. Славяне верили, что в змея перевоплотился умерший предок. Домовую змею или ужа традиционно считали духом первого хозяина дома, который и после смерти охраняет покой домочадцев. В поздних мифах змей обрел черты дракона — стал крылатым и огнедышащим. Он являлся в облике огненной кометы в вихре, имел власть над градом и дождем. Он также воплощал силу подземного потустороннего мира.

В фольклоре змей превратился в многоголовое чудище, обычно его побеждал герой былины или сказки. Крылатый змей похищал прекрасных девушек, царских дочерей или охранял путь в потусторонний мир. Так, персонаж былин Змей Горыныч жил в горах и стерег мост в царство мертвых.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 792
Источник: https://www.culture.ru/materials/253399/slavyanskii-bestiarii

Злобные мифические существа

Если вы думаете, что в славянской мифологии самыми страшными были Баба-Яга и Змей Горыныч, постоянно появляющиеся в сказках. На самом деле в мифологии наших предков встречались по-настоящему страшные и злобные существа, с которыми вы вряд ли захотели бы встретиться.

Аспид — Крылатая змея с двумя хоботами и птичьим клювом. Живет высоко в горах и периодически совершает опустошительные налёты на деревни. Тяготеет к скалам настолько, что даже не может сесть на сырую землю — только на камень. Аспид неуязвим для обычного оружия, его нельзя убить мечом или стрелой, а можно лишь только сжечь. Однако змей никогда не подлетит к огню, да и на землю он не садится. Только трубный звук способен привести аспида в ярость, в таком состоянии он бросается на все что издает этот звук, потому победить Аспида можно лишь заманив его в огненную ловушку при помощи труб.

Лихо одноглазое — злое человекоподобное существо, встречаются как мужские, так и женские особи. Отличается лихо высоким ростом и худощавым телосложением, у него всего один глаз, поэтому видит оно в узком диапазоне. Питается лихо плотью и страданиями людей и животных, обычно оно старается не появляться в крупных поселениях, а большую часть жизни обитает в лесу, питаясь местным зверьем и птицами, чем часто злит лешего. Но если лихо попадется одинокий человек или небольшая группа людей, то тут оно свой шанс не упустит. Пристав к одному человеку оно ввергает того в уныние и питается негативными эмоциями.

Вий — персонаж из преисподней, чей взгляд убивает. Его глаза обычно прикрыты огромными веками и ресницами, которые он не может поднять без посторонней помощи. На вид это страшный, уродливый старик, очень высокого роста и мощного телосложения. Вий весь оброс корнями деревьев и мхом, но самым страшным у этого существа считается взгляд, если ему кто-то поможет приоткрыть веки, то он своим взглядом сможет убить не только человека, но и сжечь целые селения. Голос у Вия очень страшный и противный, его протяжное монотонное звучание сможет свести с ума любого человека.

Волколак — человек, способный превращаться в волка (медведя). Волколаком можно стать добровольно и против своей воли. Колдуны часто превращают себя в волколака, чтобы обрести силу зверя. Они способны превращаться в волка и обратно в человека по собственной воле. Для этого колдуну достаточно перекувыркнуться через пень, или 12 ножей, воткнутых в землю острием, при этом если за то время, пока маг был в обличии зверя, кто-то вынет хотя бы один нож из земли, то колдун уже не сможет вернуться обратно в человеческое обличие. Человек может обратиться в волколака и после проклятья, тогда проклятый не способен сам вернуть себе человеческий облик.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 2716
Источник: https://god-svadbi.ru/stat/mificheskie-suchestva.htm

Полкан


Вячеслав Иванов. Просич (Ноябрь) (фрагмент). Изображение: bestiary.us

Полкана в народных верованиях считали полубогом и наделяли супергеройскими способностями. Историк Михаил Чулков писал: «Славяне приписывали ему чрезъественную силу и невоображаемую прыткость в бегании: он имел сверху до половины тело и сложение человеческое, а от пояса коневье». Но в отличие от диких кентавров, полкан был богатырем, в сказках и легендах выступал в качестве антагониста главного героя. В XVII веке были популярны лубочные картинки, на которых полуконь-получеловек сражался с русскими богатырями. Иногда его изображали с телом пса и головой человека — неслучайно собакам часто дают кличку Полкан.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 688
Источник: https://www.culture.ru/materials/253399/slavyanskii-bestiarii

Герои древних легенд

Славянская мифология являет собой совокупность былин, мифов, верований и культов славянских народов, где значительная часть нашей истории связана с малоизвестными хранителями традиции и героями древних легенд.

Берендеи — были язычниками и одухотворяли всю окружавшую их природу. т.е. считали окружающую их природу живым существом, обладающим душой — каждый камешек, особенно большой валун, каждое дерево и любой кустик и листочек. Кроме того, Берендеи обладали тайными магическими знаниями. За долгое время своего существования, Род Берендеев выработал в себе способность не только к оборотничеству. Они легко могут растворяться в каменных, подземных и подводных лабиринтах, где непосвященный современный человек никогда и ни за что не сможет их обнаружить.

Волот — малочисленная раса могучих великанов, населявшая территорию древней Руси. Некогда волоты были одной из самых распространенных рас, но к началу исторической эпохи практически вымерли, вытесненные людьми. Великаны считаются предками славян, что подтверждается появлением богатырей в людском роду. Волоты стараются не контактировать и не пресекаться с людьми, селясь в труднодоступных местах, предпочитая выбирать для жилья высокогорные участки или труднодоступные лесные чащи, гораздо реже они селятся в степных районах.

Среди славянских мифических существ очень мало монстров как таковых. Наши предки вели спокойную, размеренную жизнь, и поэтому существа, которых они себе придумывали, были связаны с элементарными стихиями, нейтральными по своей сути. Если они и противостояли людям, то, по большей части, лишь охраняя матушку-природу и родовые традиции. Истории русского фольклора учат нас быть добрее, терпимее, любить природу и уважительно относиться к старинному наследию предков.

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 1775
Источник: https://god-svadbi.ru/stat/mificheskie-suchestva.htm

Упырь

В славянской мифологии упырем называли восставшего из могилы мертвеца. Как и вампиры, упыри пили кровь человека и животных. В народе верили, что упырями становились умершие колдуны и оборотни, а также «заложенные покойники», чьи души не могли успокоиться после смерти. Выглядели они, по представлениям древних славян, как конкретные умершие люди и появлялись в той же одежде, в которой их похоронили. Их описывали как существ с красными глазами и алым румянцем на щеках от выпитой крови, с хвостом и особым отверстием под коленом — через него вылетела душа. У них не было клыков — кровь упыри пили при помощи острого языка. Днем они лежали в земле, а ночью приходили в дома родной деревни. Упыри не могли далеко отходить от своей могилы — им нужно было вернуться в нее до рассвета. Народные былички — рассказы «очевидцев» о встречах с нечистью — часто описывали, как превратившийся в упыря умерший муж, приходил по ночам к жене.

В деревнях верили, что упыри становились причиной страшных эпидемий чумы и холеры. Если во время повального мора в каком-то человеке заподозрили упыря, его сжигали на костре. Думали также, что упыри «подрезают» жизнь — высасывают не только кровь, но и силы из внутренних органов, отчего человек быстро умирает. Народные поверья сохранили много способов расправы с духами, самый действенный — осиновый кол. Его нужно было вбить в нечисть или в могилу.

Под влиянием европейской культуры образ упыря все больше соединялся с образом вампира. Слово «упырь» позже приобрело переносное значение: так могли называть неприятного, упрямого и злого человека.

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 1579
Источник: https://www.culture.ru/materials/253399/slavyanskii-bestiarii
Кол-во блоков: 17 | Общее кол-во символов: 27621
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://god-svadbi.ru/stat/mificheskie-suchestva.htm: использовано 7 блоков из 8, кол-во символов 18009 (65%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%9C%D0%B8%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B2_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 284 (1%)
  3. https://www.culture.ru/materials/253399/slavyanskii-bestiarii: использовано 8 блоков из 8, кол-во символов 9328 (34%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий